Одной из эффективных организационных форм работы по адаптации к жизни в обществе воспитанников Изобильненской общеобразовательной (коррекционной) школы-интерната является экскурсия, которая позволяет проводить наблюдения, изучать предметы и явления природы. Экскурсии в нашей школе проводятся с целью закрепления, расширения и углубления имеющихся и приобретения новых знаний, а также для решения конкретных воспитательных задач, расширения сферы общения и социальных контактов учащихся. Тематика экскурсий может быть связана с учебным предметом или носить более широкий, коррекционно-развивающий и воспитательный характер.
Учитывая психофизические особенности детей и специфику усвоения ими программного материала, проведение экскурсий требует более тщательной подготовки. Она включает информирование учащихся о цели, содержании и организации экскурсии; постановку вопросов, ответы на которые учащиеся должны найти во время экскурсии; продумывание форм контроля понимания школьниками изучаемого материала; определение содержания беседы, завершающей экскурсию, с целью закрепления усвоенного материала.
27 апреля воспитатель Татьяна Владимировна Батагова провела экскурсию, целью которой было ознакомление учащихся пятого-шестого классов с памятниками героям-землякам, расположенными в парке Победы г. Изобильного. Мероприятие началось с вводной беседы, во время которой повторились и закрепились знания о Великой Отечественной войне, даты ее начала и окончания, количество стран и населения, втянутых в самую страшную войну 20 века. Эмоциональный рассказ Татьяны Владимировны о мужестве советских людей при защите Родины иллюстрировали заранее подготовленные фотографии военных лет.
В заключение беседы учащиеся вспомнили правила пешеходной экскурсии и безопасности, которые необходимо соблюдать, находясь в общественных местах.
Экскурсия началась с рассказа об истории парка. Когда все собрались на центральной аллее парка - Аллее Славы, по обеим сторонам которой расположены памятники героям-землякам, Татьяна Владимировна провела беседу об истории оккупации и освобождения села Изобильного, подчеркнув, что изобильненцы воевали на всех фронтах Великой Отечественной и многие из них не вернулись с полей сражений.
Также она кратко и ёмко рассказала о земляках – героях войны, которым установлены памятники. Экскурсия завершилась чтением стихов и возложением цветов к мемориалу «Огонь Вечной Славы». Экскурсия продолжалась около часа, но время пролетело незаметно. В течение мероприятия внимание детей не ослабевало и их активность была высокой: они задавали вопросы, а один из учащихся рассказал о дедушке-ветеране.
Этому способствовало вовлечение воспитанников в беседу и помощь воспитателя в случае затруднений. Мероприятие отвечало психологическим особенностям детей.
После возвращения в школу учащиеся активно и с хорошим настроением отвечали на вопросы об увиденном и услышанном.
На состоявшемся обсуждении итогов экскурсии коллеги отметили, что этапы и структура мероприятия были чёткими, последовательными и эффективными. Поставленные задачи – выполнены. Цель экскурсии была достигнута.