Публичный отчет
о деятельности ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат №19»
г.Изобильного Ставропольского края
в 2015-2016 учебном году.
Уважаемые учащиеся, родители,
педагоги, социальные партнеры школы!
Представляем вашему вниманию публичный отчет, в котором собраны и проанализированы общие сведения о состоянии школы и результаты ее деятельности по различным направлениям.
Целью настоящего доклада является информирование общественности об основных результатах и проблемах функционирования и развития школы-интерната.
Миссия школы.
- создание системы социально-педагогической и медицинской реабилитации детей в условиях образовательного процесса коррекционной школы-интерната;
- формирование навыков здорового образа жизни;
- социализация воспитанников.
В 2015-2016 учебном году ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №19» осуществляла единую комплексную систему обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, оптимальную для получения ими общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимой для их социальной адаптации и реабилитации.
Методическая тема: «Артпедагогика и артерапия как инструмент раскрытия внутренних резервов обучающихся, их развития и коррекции» реализовывалась на основе правовых документов: Декларации ООН о правах умственно отсталых детей, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Федерального закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования, методических писем и рекомендаций министерства образования Российской Федерации, методических писем и рекомендаций министерства образования Ставропольского края, Устава государственного казённого общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №19» г. Изобильного Ставропольского края, локальных актов государственного казённого общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №19» г. Изобильного Ставропольского края.
Для достижения данной цели коллективом школы решались следующие задачи:
1) обеспечение высокого уровня методической компетентности педагогов в учебно-воспитательном процессе;
2) повышение познавательного интереса, активности, самостоятельности работы учащихся на уроке и во внеурочное время.
3) развитие творческих способностей учащихся, результатом которого могут быть их собственные творческие работы, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Общеобразовательная деятельность.
В 2015-2016 учебном году учебный план включал общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям обучающихся с нарушенным интеллектом, специфические коррекционные предметы, индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Содержание предметов и коррекционных курсов определяли образовательные программы, разработанные авторским коллективом под руководством В.В. Воронковой.
Учебный план для обучающихся с проблемами в развитии предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессиональной трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации. Расписание уроков в школе соответствует утвержденному Учебному плану, оно составлено с учетом охранительного режима, работоспособности и утомляемости детей по дням недели, соблюдаются нормы предельно допустимой учебной нагрузки. В расписании учитывается правильное распределение предметов, обеспечивающих смену видов учебной деятельности с учетом сложности их усвоения.
В 1-4 классах осуществлялся начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочеталась с коррекционной работой.
В 5-9 классах продолжалось обучение общеобразовательным предметам, которое дополнялось трудовым обучением, имеющим профессиональную направленность.
Из обязательных учебных предметов изучались: русский язык (чтение и письмо), математика, биология, история, обществознание, география, изобразительное искусство, пение и музыка, физическое воспитание, профессионально-трудовое обучение.
К коррекционным занятиям в 1-4 классах относились занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, коррекционные курсы по развитию перцептивных процессов, в 5-9 классах – социально-бытовая ориентировка (СБО).
Специфической формой организации учебных занятий являлись индивидуальные и групповые занятия по логопедической коррекции.
Для детей с диагнозом F- 71 в школе функционирует специально открытые классы, главная задача которых – обеспечение формирования умений и навыков для усвоения минимума специальных опорных знаний, направленных на коррекцию личности.
В перечне коррекционной работы была отражена необходимость комплексного деятельного подхода к работе с детьми, необходимость формирования не столько знаний о разных сферах жизнедеятельности, сколько умений адекватно действовать, вести себя в конкретных жизненных ситуациях.
Содержание, сроки введения и продолжительность коррекционной работы по каждому направлению осуществлялась, исходя из особенностей психофизического развития детей.
Коррекционные занятия строились на основе предметно-практической деятельности детей, включали большое количество игровых и занимательных моментов.
По окончании учебного года была организована летняя трудовая практика: в 5-7 классах в течение 10 дней, в 8-9 классах в течение 20 дней.
В 2015-2016 учебном году в школе обучалось 118 учащихся в 10-и классах. В школе обучалось 65 учащихся – инвалидов, 5 детей находились под опекой, 21 человек обучались на дому. Программа по всем предметам выполнена, уровень обученности составил 87%.
Анализ успеваемости учащихся по полугодиям показывает, что в 1 полугодии процент обученности составил 87%, и во 2 полугодии – 87%. Т.е. в среднем за год он остался неизменным.
Анализ качества знаний учащихся по полугодиям показывает, что в 1 полугодии процент качества знаний составил 52 %, во 2 полугодии – 52%, и в среднем за год он также остался неизменным.
Содержание методической работы формировалось на основе законов РФ, нормативных документов, инструкций и приказов министерства образования, образовательных стандартов, учебного плана, образовательных программ, учебников и учебных пособий для коррекционных школ.
Методическая работа включала в себя совещания при завуче, заседания педагогических советов, работу методического совета, работу методических объединений, повышение квалификации руководящих и педагогических работников.
На совещаниях при заместителе директора изучались методические письма министерства образования, санитарно-гигиенических служб, проводился инструктаж по составлению различных видов планирования работы, по ведению документации, по соблюдению единого орфографического режима и норм оценок, по подготовке к смотру кабинетов и спальных помещений; оказывалась методическая помощь в проведении внеклассных мероприятий, методических недель.
Педагогические советы проводились по ключевым вопросам, касающимся учебно-воспитательного процесса.
На августовском заседании педагогического совета были подведены итоги работы коллектива школы в 2014-2015 учебном году, утверждён план работы на 2015-2016 учебный год, поставлены цели, определены задачи, намечены пути реализации программы развития школы.
На заседании педагогического совета на тему: «Артпедагогика и арттерапия в воспитательном процессе. Подведение итогов 1 четверти» были рассмотрены вопросы: отчёт классных руководителей об окончании первой четверти 1-9 классов, «Артпедагогика и арттерапия в воспитательном процессе» (Клишина М.Ю., Баранова Т.Ю., Волова Г.В.).
На январском заседании педсовета на тему: «Артпедагогика и арттерапия в учебном процессе». Подведение итогов 2 четверти» были рассмотрены следующие вопросы: «Артпедагогика и арттерапия в учебном процессе» (Сухомлинова Н.С.), «Артпедагогика на уроках математике» (Худиева Р.А.), «Изотерапия на уроках изобразительного искусства» (Умрихина Н.Е.).
На весеннем педагогическом совете по теме «Динамика в использовании артпедагогических методик в коррекционной работе». Подведение итогов 3 четверти» были рассмотрены следующие вопросы: «Динамика в использовании артпедагогических методик в коррекционной работе пятых – девятых классов» (Куликова О.В.), «Динамика в использовании артпедагогических методик в коррекционной работе первых – четвертых классов» (Коношенко О.В.), «Динамика в использовании артпедагогических методик в коррекционной работе на уроках производственного – трудового обучения» (Дериглазова Е.Н.), «Взаимодействие медицинских и педагогических работников школы – интерната по вопросу лечебно – профилактической работы с воспитанниками» (врач-педиатр Квасова Л.И.).
В мае 2016 года были проведены два педагогических совета по темам «Итоговая аттестация учащихся 1 и 9 классов» и «Подведение итогов учебно-воспитательного процесса за 2015/2016 год».
В работе методических объединений принимали участие учителя начальных классов, учителя старших классов, учителя трудового обучения, воспитатели, администрация учреждения.
Традиционным видом работы школы-интерната является проведение предметных недель, все мероприятия которых направлены на формирование стойкого интереса обучающихся к процессу обучения. Предметные недели были проведены по плану, разработанному в начале учебного года зам. директора по УВР совместно с руководителями МО. Эти предметные недели были чётко спланированы, план проведения был заранее вывешен для обучающихся и учителей. Все намеченные мероприятия проводились в установленные сроки, по итогам предметных недель были даны аналитические справки.
В 2015-2016 учебном году методический совет школы работал по теме «Артпедагогика как эффективный инструмент коррекции и развития личности обучающихся». Приоритетными задачами работы методического совета на текущий учебный год были определены:
1. Оказание информационной, консультационной, организационно-методической помощи педагогическим работникам при внедрении в коррекционно-педагогическую деятельность артпедагогических и арттерапевтических технологий.
2. Обмен, пропаганда и содействие внедрению инновационных методов артпедагогического воздействия на личность обучающихся с умственной отсталостью.
3. Подготовка образовательного учреждения к введению ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4. Участие в реализации мероприятий краевой программы «Право быть равным».
На базе ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 19» был проведен краевой семинар для руководителей и педагогических работников коррекционных учреждений Ставропольского края. Семинар получил высокую оценку от участников и министерства образования и молодежной политики Ставропольского края. В рамках реализации мероприятий краевой программы «Право быть равным» в ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 19» организована деятельность стажировочной площадки по апробации и внедрению инновационных технологий ранней коррекции нарушений развития «Шаг навстречу».
В апреле 2016 года в рамках Всероссийского конкурса специальных коррекционных образовательных организаций, проводимого Центром непрерывного образования и инноваций г. Санкт – Петербурга, был представлен опыт учреждения по применению арттехнологий в дополнительном образовании детей с ОВЗ.
В 2015- 2016 учебном году методическое объединение учителей старших классов работало над темой «Применение технологий артпедагогики и арттерапии при работе с умственно отсталыми обучающимися».
Приоритетными задачами на текущий период работы были определены:
1. Продолжение внедрения в работу учителей-предметников методов артпедагогической и арттерапевтической коррекции;
2. Создание условий для использования преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, формирования у них позитивного отношение к окружающему миру;
3. Обеспечение высокого методического уровня проведения уроков;
4. Качественная подготовка и проведение предметных недель, повышение их роли в совершенствовании педагогического мастерства преподавательского состава школы;
5. Рост мотивации самообразования учителя;
6. Изучение Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В 2015-2016 учебном году были проведены заседания МО учителей старших классов, в ходе которых решались следующие вопросы:
- обсудили и приняли задачи, утвердили план работы МО на текущий учебный год;
- провели круглый стол по вопросам адаптации учащихся 5-го класса к переходу на вторую ступень обучения;
- провели работу над составлением индивидуальных образовательных маршрутов для детей-инвалидов с групповой формой обучения;
- прослушали доклад Карцевой Л.Г «Требования к условиям образования детей-инвалидов, прописанные в ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- провели семинар «Анализ требований к результатам освоения учебных программ по предметам (5-9 кл.) на соответствие ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- провели анализ открытых уроков, проведенных в рамках предметных недель русского языка и чтения и истории;
- провели семинар II «Изучение основных положений ФГОС образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- провели анализ открытых уроков, проведенных в рамках предметных недель математики и физического воспитания;
- подвели предварительные итоги работы методического объединения за год.
В целях повышения мотивации к обучению и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в 2015-2016 учебном году были проведены предметные недели по математике, русскому языку и чтению, истории, физическому воспитанию.
В 2015 – 2016 учебном году учителями старших классов были проведены открытые уроки:
- урок чтения в шестом классе по теме «Ю. Рытхэу «Пурга», учитель Саплина И.И.
- урок чтения в седьмом классе по теме «М. Горький. Биография писателя», учитель Ларкина Е.А.
- урок истории в восьмом классе по теме «Оставление Москвы», учитель Куликова О.В.
- урок математики в седьмом классе по теме «Симметрия. Симметричные предметы и фигуры. Ось симметрии», учитель Худиева Р.А.
- урок СБО в пятом классе «Приготовление пищи, не требующей тепловой обработки», учитель Умрихина Н. Е.
- урок физического воспитания во втором классе по теме «Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» на результат», учитель Афанасенко Е.В.
В ходе предметной недели по математике была проведена олимпиада среди учащихся пятых - девятых классов, учитель Худиева Р.А.
На открытии тренировочной квартиры социально – бытовой ориентировки учителем Умрихиной Н. Е. было проведено внеклассное мероприятие «Праздник «Новоселье».
В ходе предметной недели русского языка и чтения учителями Ларкиной Е. А. и Саплиной И. И. было проведено внеклассное мероприятие - конкурс чтецов «Родина, война и мир»
В 2015- 2016 учебном году методическое объединение учителей начальных классов работало над темой «Эффективность использования арттерапевтических технологий на уроках в начальных классах коррекционной школы».
Перед педагогами поставлена цель – повышение качества проведения уроков с использованием приёмов арттерапии в 1-4 классах и активизация познавательной деятельности учащихся на основе их внедрения. Руководствуясь методической литературой и программами, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие задачи: развитие и коррекция интеллектуальных и коммуникативных способностей, используя арттерапевтические технологии на уроках в начальных классах; продолжение работы по реализации принципа индивидуально - личностного подхода в обучении, коррекции и воспитании учащихся с ОВЗ; формирование у учащихся потребности в самоконтроле и самооценке; выявление и реализация образовательного потенциала учащихся; использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразных вариативных подходов к творческой деятельности учащихся; непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в профессиональной сфере.
Поставленные задачи выполнены частично, коллектив учителей продолжит работу над поставленными задачами в следующем учебном году, так как они являются актуальными.
В текущем учебном году было проведено 6 заседаний МО учителей начальных классов. Основные темы заседаний были направлены на обсуждение актуальных вопросов воспитания, обучения и коррекции младших школьников. Красной нитью через всю работу МО прошли темы: «ФГОС для обучающихся с ОВЗ», «Использование арт-терапевтических приёмов и методик в работе с учащимися с ОВЗ». По данным темам были заслушаны выступления учителей, проведены мастер – классы.
Учителя провели открытые уроки с использованием арттерапевтических техник и приёмов.
- урок занимательной математики в третьем классе по теме «Выделение признаков геометрических фигур», учитель Сорокина Ю.А.
- урок развитие устной речи в четвёртом классе по теме «Растения осенью и их плоды орехи», учитель Коношенко О.В.
- урок коррекционный курс по развитию перцептивных процессов
в пятом «б» - шестом «б» классе – комплекте (с умеренной умственной отсталостью) по теме ««Ориентировка в пространстве»», учитель Карпенко Н.Н.
- занятие по логопедии в третьем классе по теме ««Домашние животные»», учитель - логопед Левченко Н.Н.
- урок русского языка во втором «б» классе по теме «Различение согласных ч, ц, щ», учитель Свиткина И.Ю.
- урок русского языка во втором «а» классе по теме «Различение согласных ч, ц, щ», учитель Плотникова Л.В.
- занятие по психологии во вторых классах по теме «Мой друг павлин», педагог – психолог Стульгис М.П.
- урок изобразительного искусства в первом классе по теме «Рисование осенних листьев», учитель Белёвцева Л.В.
На данных уроках учителя начальных классов использовали современные компьютерные и арт-терапевтические технологии, органично и целесообразно включая всё это в уроки. Умело сочетали репродуктивную и коррекционную деятельность. Применяли прямые и косвенные пути учения, соблюдали принцип доступности и посильности в обучении.
Методическим объединением использовались более разнообразные формы проведения плановых заседаний, что позволило проводить их с большей активностью. Перед каждым заседанием учителям заранее был известен круг обсуждаемых проблем, предлагался список литературы, которую можно использовать в процессе подготовки к заданию, поэтому заседания проходили в форме живого диалога.
Учитель Сорокина Ю.А. и педагог-психолог Стульгис М.П. принимали участие в работе экспериментальной площадки по ранней коррекции.
Важное место в системе трудовой подготовки учащихся коррекционной школы занимают уроки труда. Такие уроки создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих детям с нарушенным интеллектом в трудовой и познавательной деятельности.
Профессионально-трудовая подготовка ведётся по 3 профилям: швейное дело, столярное дело и цветоводство. В школе имеется 2 швейных мастерских, 2 столярных, кабинет сельхоз. труда. Постоянно проводится работа по совершенствованию их оборудования, накоплению наглядных пособий, раздаточного материала, методических разработок. Радует то, что каждый год мастерские оснащаются необходимым новым оборудованием, позволяющим организовать работу с учётом технологических требований производства.
Методическая неделя трудового обучения проходила по теме: «Артпедагогика и артерапия как инструмент раскрытия внутренних резервов обучающихся, их развития и коррекции». Учителями была проведена большая работа по обучению и воспитанию учащихся с нарушенным интеллектом, формированию у них знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни в обществе, участии в труде и организации своего быта.
На заседаниях М/О выносились следующие вопросы: внедрение артпедагогики на уроках, поиск активных форм и методов организации учебных занятий; формирование самостоятельности учащихся, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда; создание благоприятных условий для развития и формирования здоровья школьников.
Также провели анализ результатов освоения учебных программ 5-9 классов на соответствие требованиям ФГОС к результатам освоения АООП, провели работу по составлению индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся детей-инвалидов.
Были заслушаны следующие доклады: « Музыкальная терапия и терапия изобразительным искусством на уроках профессионально-трудового обучения» (Сухомлинова Н.С), «Организация текущего мониторинга учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта» (Мартынюк В.Л.), «Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках технологии в коррекционной школе 8 вида» (Дериглазова Е.Н.), «Активизация познавательной деятельности на уроках ПТО (швейное дело)» (Гражданкина И.Б), «Условия формирования общественных мотивов в трудовой деятельности школьников» (Новиков А.А).
В 2015 – 2016 учебном году учителями трудового обучения были проведены открытые уроки:
- урок цветоводства в седьмом классе по теме «Садовая дорожка: устройство на различном основании», учитель Сухомлинова Н.С.
- урок швейного дела в пятом классе по теме «Мешочек для хранения работ. Обработка боковых срезов», учительГражданкина И.Б.
- урок швейного дела в шестом классе по теме «Ночная сорочка. Снятие мерок», учитель Дериглазова Е.Н.
- урок столярного дела в 5 классе по теме «Изготовление моделей корабля», учитель Мартынюк В.Л.
Таким образом, 2015-2016 учебный год был для методического объеди - нения учителей трудового обучения насыщенным в плане педагогической и творческой работы с детьми.
В начале года (до 20 сентября) было проведено обследование речи и письма учащихся 1-8 классов. С нарушениями звукопроизношения было выявлено 41 человек. С нарушением письменной речи - 21 человек. Были изучены материалы обследования учащихся на медико-педагогической комиссии. По результатам обследования созданы группы учащихся для проведения индивидуальной и групповой работы. Заполнены речевые карты на вновь поступивших учащихся-логопатов. Посещение детей логопедических занятий фиксировалось в журнале учета.
Логопедические занятия проводились согласно расписанию, с учетом классного расписания и воспитательских часов. Индивидуальные занятия (15мин.) посещали учащихся 1, 2«а», 2«б», 3, 4, 6 классов, 5«б»-6«б» класса комплекта. На логопедических занятиях осуществлялась работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи, а также неуспеваемости по родному языку. Широко использовались наглядность, раздаточный материал, дидактические игры и карточки индивидуальной работы. Особое внимание на занятиях уделялось развитию мелкой моторики.
В течение года осуществлялась тесная взаимосвязь с учителями и воспитателями. Посещались уроки чтения, развития речи, русского языка и внеклассные мероприятия с целью контроля речи логопатов в условиях класса. Были подготовлены и зачитаны доклады на методическом объединениии учителей начальных классов на тему: «Развитие графомоторных навыков у школьников с нарушением интеллекта и речи», на родительском собрании был зачитан доклад на тему «Развитие лексического и грамматического строя речи», а также «Игры, развивающие мелкую моторику».
В конце года выпущены с улучшениями звукопроизношения 19 человек (49%), с улучшениями письменной речи 15 человек(51%).
Повышению педагогического мастерства учителей способствует и правильно организованный внутришкольный контроль. Внутришкольный контроль был спланирован по принципу гласности и открытости. Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса в 2015-2016 учебном году явились:
контроль за ведением документации;
контроль за качеством знаний, умений и навыков;
контроль за уровнем преподавания;
контроль за объемом выполнения учебных программ;
контроль за успеваемостью обучающихся в школе;
контроль за посещаемостью обучающимися учебных занятий;
контроль за осуществлением преподавания на дому.
Формы контроля, используемые в учебном году: классно-обобщающий контроль в 5-ом, 9-х классах (контроль за деятельностью учителей, уровень знаний, умений и навыков); тематический – состояние школьной документации; контроль календарно-тематического планирования и программ; контроль за методической работой.
В течение 2015-2016 учебного года проводилась контрольно-аналитическая работа по:
- коррекции календарно-тематических планов работы учителей на 2015-2016 учебный год;
- оформлению справок по итогам работы;
- оформлению справок по итогам проверки тетрадей по русскому языку и математике;
- оформлению справок по итогам проверки календарно-тематических планов учителей, занимающиеся с учащимися на дому;
- оформление справок по результатам проверки системы работы учителей над ошибками, проверка объема домашних заданий;
- оформление справок по результатам проверки за ведением дневников учащимися;
- оформление справок по результатам проверки за состоянием образовательных программ;
Психологическое сопровождение.
Основной целью работы являлось:содействие психическому и личностному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, их психолого-педагогическая реабилитация с учётом основных особенностей, коррекция имеющихся у учащихся недостатков.
Задачи:
1. Диагностировать и проводить коррекцию познавательных процессов и межличностных отношений учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями, определять уровень ближайшего развития учащихся. Проводить работу по снятию агрессии у учащихся и воспитывать у них чувство толерантности.
2. Проанализировать источники и причины социальной дезадаптации воспитанников. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку дезадаптированных детей и подростков.
3. Поддерживать связь с родителями учащихся, организовать совместную работу по психолого-педагогическим проблемам, возникающим в ходе учебно-воспитательного процесса.
4. Продолжить работу по психолого-педагогическому сопровождению учащихся 1,5, 9 классов, профессиональной ориентации выпускников.
5. Организовать индивидуальные и групповые коррекционные занятия с учащимися, педагогами и родителями учащихся школы.
6. Выявлять обучающихся, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечивать психологическую безопасность ребенка, снятие стрессового состояния.
7. Взаимодействовать с педагогическим коллективом образовательного учреждения в гармонизации социально-психологического климата; оказывать консультативную помощь в решении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе образовательного процесса.
8. Защищать и охранять права детей во взаимодействии с представителями различных социальных институтов.
Учитывая цели и задачи, работа педагога-психолога велась по следующим направлениям:
1) Психологическое просвещение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям (методическая работа).
2) Психологическая профилактика – работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.
3) Психологическое консультирование – решение проблем, с которыми обращаются учащиеся, родители, педагоги.
4) Психодиагностика, как углубленное изучение внутреннего мира школьника.
5) Психокоррекция – устранение отклонений в психическом и личностном развитии ребенка.
За 2015 -2016 учебный год проведено 77 индивидуальных диагностических мероприятий и 146 групповых.
Проведена работа по адаптации учащихся первого класса (12 уч-ся) (посещение уроков, тестирование учеников и их родителей, беседы-консультации с учителями, родителями, выявление и коррекционная работа по предупреждению дезадаптации первоклассников). Проводились индивидуальные и групповые занятия с играми, релаксациями, сказкотерапия.
В начале года был проведен всеобуч для родителей «Психологические особенности первоклассников». В течение года проводился родительский лекторий, выступления на родительских собраниях по запросам классных руководителей, выступления на общешкольных родительских собраниях.
Одним из важных компонентов психологического сопровождения является изучение учащихся начальной школы. Для изучения подобрали методики, позволяющие выделить тревожных детей, изучить личностные характеристики ребенка, оценить самооценку ребенка, его самоощущение в мире:
-тесты цветового выбора М. Люшера;
-проективные методики: “Рисунок семьи”,“Дерево”;
-анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г. Лускановой.
Представленные методики позволяют проводить диагностику как в групповой форме, так и индивидуально. Методики валидны, надежны. Данные, полученные при групповом исследовании, коррелируют с данными других методик, что позволяет проводить мониторинг возрастного развития детей. Во втором классе будет продолжена коррекционная работа с группой детей со средним уровнем адаптации и детьми с низкой учебной мотивацией.
Проведена работа по адаптации учащихся пятого класса (посещение уроков, анкетирование пятиклассников «Мои интересы», беседы-консультации с классными руководителями, родителями).
Проведена диагностика готовности учащихся начальной школы к переходу в среднее звено. Учитывая психологическую, интеллектуальную и социальную готовность учащихся к обучению в среднем звене школы можно утверждать, что 80% учащихся полностью готовы к успешной адаптации в 5 классе. Трудности могут возникнуть у 20%, так как изменится социальный статус (ученик среднего звена), значительно увеличится учебная нагрузка.
Проводилась методическая работа по составлению сборника для ранней коррекции «Сказкотерапия. Перфоманс сказочных героев в современном мире как средство раннего выявления и коррекции недостатков психического развития у детей раннего возраста»,
В течение года проводилась углубленная диагностика детей для ПМПк, всего было в течение года обследовано 11 детей. Проведено 5 заседаний ПМПк с участием педагога-психолога. Итогом работы каждого заседания являлась выработка основных рекомендаций по организации обучения и воспитания каждого ребенка с учетом личностно-ориентированного подхода и подготовка индивидуальных программ психолого-медико-педагогического сопровождения на каждого обследуемого ребенка, в которых раскрывались содержание и рекомендуемые формы работы, а так же обозначался прогнозируемый результат.
В течение года так же проводились диагностические процедуры по учебному плану с учащимися всех классов с целью оказания помощи ребенку в раскрытии его личностного потенциала и выявления зоны актуального и ближайшего развития.
Работа с родителями представляет собой, во-первых, психолого-педагогический всеобуч – это подготовка и выступления на родительских собраниях, беседы на общешкольных собраниях. Большая часть работы с родителями сводилась к индивидуальным консультациям и личным беседам по вопросам воспитания и обучения ребёнка и проблемам межличностных отношений в семье.
Работа с педколлективом велась в следующих направлениях: пропаганда психологических знаний, создание информационных буклетов, выступление на педсоветах и семинарах. Это позволяет вести работу в определённой системе, в единстве всех участников образовательного процесса и имеет практическую направленность.
Воспитателям и учителям по мере необходимости оказывалась помощь при планировании индивидуальных коррекционных мероприятий с детьми, давались рекомендации по работе с вновь поступившими детьми, с детьми, имеющими девиантное поведение. Так же оказывала помощь педагогам при составлении характеристик, различных видов документации, касающихся психологического аспекта развития ребенка в классе.
В течение года реализовывались мероприятия с детьми, имеющими грубые поведенческие нарушения, тяжелые нарушения эмоционально волевой сферы, психопатоподобное поведение через организованные индивидуальные и подгрупповые занятия, консультации, беседы, убеждения. С детьми, склонными к бродяжничеству, проводились индивидуальные беседы по профилактике побегов и бродяжничества с целью выявления причин самовольного ухода и о недопустимости проявления элементов девиантного поведения в дальнейшем.
Социально-педагогическая деятельность.
Цель работы социального педагога - создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждение и преодоление негативных явлений в семье и в школе.
В течение года проводилась работа с документацией: велись папки с документацией, изучались личные дела обучающихся, первоклассников, новь поступающих детей, оформлялись документы (отчеты, справки, ходатайства), велись различные виды учетов (посещаемость школы обучающимися, регистрация бесед и посещений семей, сотрудничество с другими службами).
В течение года проводилась работа с документацией: велись папки с документацией, изучались личные дела обучающихся, первоклассников, новь поступающих детей, оформлялись документы (отчеты, справки, ходатайства), велись различные виды учетов (посещаемость школы обучающимися, регистрация бесед и посещений семей, сотрудничество с другими службами).
В сентябре-октябре составлены списки по различным категориям:
семей, находящихся в социально-опасном положении, многодетных, полных, неполных, опекунских, малоимущих семей, выявлено, сколько в таких семьях проживает детей. А так же списки детей инвалидов и детей, обучающихся индивидуально, детей состоящих на различных профилактических учетах. По мере необходимости в течение года списки сверялись и корректировались.
Проводилась исследовательская работа: составлены социальные паспорта 1-9 классов, социальный паспорт школы, карты учета социального положения детей, проводилась диагностическая работа в классах (анкетирования, опросы обучающихся, родителей).
По профилактики наркомании, алкоголизма, курения, безнадзорности и правонарушений: проведена декада правоведения (беседа с учащимися «Права и обязанности детей».
По пропаганде здорового образа жизни как необходимого условия успешной социализации детей и подростков была проведена декада здорового образа жизни в рамках, которой было дана беседа с учащимися начальных классов «Мы здоровью скажем: «Да»!
В течение года по мере необходимости проводились беседы с учителями-предметниками, классными руководителями о причинах неуспеваемости обучающихся, пропусков уроков обучающимися школы. Совместно с классными руководителями посещались семьи обучающихся.
Проведена совместная диагностическая работа с классными руководителями по составлению социальных паспортов 1 -9 классов.
В 2015-2016 учебном году в школе обучалось 5 опекаемых детей. Все ребята получали пособие от отдела образования, проживали в семьях опекунов. Социальный педагог совместно с заместителем директора по УВР осуществляют контроль за воспитанием и обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием опекаемых, за выполнением опекунами их обязанностей, участвуют в обследовании условий жизни, воспитания, проживания несовершеннолетних. В течение года осуществлялся периодический патронаж семьи, в которой воспитывается опекаемая, составлялись акты обследования жилищно-бытовых и социально-психологических условий проживания несовершеннолетней. С опекуном проводились индивидуальные консультации.
В течение года совместно с классными руководителями велся ежедневный контроль посещаемости обучающимися учебных занятий и контроль успеваемости по четвертям.
В течение года посещено на дому 18 обучающихся по различным вопросам (беседа с родителями о неуспеваемости ребенка в школе, о пропусках занятий, обследование жилищно-бытовых условий проживания и воспитания опекаемых учащихся).
Выявлены несовершеннолетние обучающиеся, из семей, находящихся в СОП. Семей – 8, в них детей воспитывается – 7. Основные причины постановки на учет: Родителей – злоупотребление спиртными напитками, привлечение к уголовной ответственности, неисполнение родительских обязанностей. Детей – пропуски уроков, неуспеваемость, отклонение от учебы, курение, замечены в употреблении спиртных напитков, нарушение правил поведения для учащихся.
Проведено 43 индивидуальных беседы по различным вопросам: пропуски уроков без уважительной причины, нарушение правил поведения для учащихся, курение, употребление спиртных напитков, неуспеваемость.
В течение года проходили встречи детей, состоящих на профилактических учетах с участковым инспектором, с инспектором ПДН МВД по различным вопросам.
В 2015-2016 учебном году социальным педагогом ведется выявление, учет и постоянный контроль за успеваемостью, посещаемостью учебных занятий и занятостью детей «группы риска» и детей, состоящих на внутришкольном учете.
На учете в комиссии ОДН и на внутришкольном учете состоят по неуспеваемости, пропускам уроков по неуважительной причине, за дисциплинарные нарушения, за правонарушения следующие учащиеся: Панченко Николай, Татевосян Симон, Калашников Дима.
На каждого учащегося, состоящего в «группе риска» и на внутришкольном учете составлен паспорт, индивидуальный план по работе с каждым ребенком, в который входит ежедневный контроль за посещаемостью и успеваемостью детей. Велся учет занятости в кружках и секциях обучающихся, состоящих на ВШУ и «группе риска».
Посещались семьи, где родители не обеспечивают надлежащих условий для жизни и здоровья ребёнка, уклоняются от их воспитания. Так же посещались учащиеся на дому, которые пропускают занятия без уважительной причины.
Социальным педагогом в течение учебного года проводились индивидуальные беседы с родителями (23 консультации), где неоднократно разъяснялись их права и обязанности по содержанию, обучению и воспитанию детей, давались рекомендации: о режиме дня, как правильно готовить домашнее задание, как поощрять ребенка в семье, как разрешить конфликт с собственным ребенком, чем заняться после школы. Проведено общешкольное анкетирование родителей «Степень родительской удовлетворённости качеством предоставления образовательных услуг», «Степень удовлетворенности школьной жизнью».
Родители с детьми, имеющие проблемы с учебой и посещаемостью, приглашались на Совет профилактики.
За 2015-2016 учебный год было проведен 4 собрания совета профилактики с приглашением учащихся и родителей. Вопросы, рассматриваемые на заседаниях совета профилактики: низкая успеваемость, пропуски занятий без уважительной причины, нарушение школьной дисциплины, информация, докладные записки педагогов, остановка и снятие с внутришкольного контроля детей «группы риска». На совет профилактики приглашаются директор школы, зам директора по учебно – воспитательной работе, классные руководители для получения сообщений и объяснений по вопросам, рассматриваемым советом, а также родители и учащиеся. Причина совершенных правонарушений кроется в следующем: родители не контролируют поведение, успеваемость детей, режим дня, не интересуются их делами, не уделяют должного внимания повседневным делам своих детей.
С детьми «группы риска» в течение 2015-2016 учебного года проводилась следующая работа: индивидуальные беседы и консультации с учащимися, приглашение на Совет профилактики, беседы с родителями.
Инспектором ОДН были проведены профилактические беседы на правовые темы, профилактику по предотвращению совершения преступлений против жизни и здоровья, имущества несовершеннолетних, правил поведения в чрезвычайных ситуациях и общественных местах.
В течение года изучалась психолого – педагогическая литература. Посещены методические объединения учителей. Осуществлялось взаимодействие и сотрудничество со следующими структурами и организациями (телефонные переговоры, оформление документов по запросам, отчетность, посещения и т.д.):
1. ОДН МВД по Изобильненскому району (21 обращение);
2. КДН и ЗП по Изобильненскому району;
3. Отдел опеки и попечительства;
4. Администрация Изобильненского района СК.
Анализируя проделанную работу можно сделать следующие выводы: запланированные мероприятия на 2015-2016 учебный год соц. педагогом выполнены, стабильным остается число опекаемых детей, детей-инвалидов, детей из многодетных семей, постоянно ведется профилактическая, коррекционная, просветительская работа с детьми и родителями «социального риска».
Воспитательная работа.
В 2015-2016 учебном году воспитательная работа школы осуществлялась в соответствии с целями и задачами школы на этот учебный год. Все мероприятия являлись звеньями в цепи процесса создания личностно-ориентированной образовательной и воспитательной среды. Эта работа была направлена на достижение уставных целей, на выполнение задач, соответствующих реализуемому этапу развития образовательной системы школы, и на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, основной задачей которого является подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.
В воспитательной работе с учащимися школа-интернат руководствуется Законом РФ «Об образовании», Уставом школы - интерната, внутренними приказами, локальными актами, положениями, определяющими основные принципы и направления воспитательной деятельности.
Исходя из выше изложенного, работа педагогического коллектива в 2015-2016 учебном году направлена на решение следующих задач:
4) обеспечение высокого уровня методической компетентности педагогов в учебно-воспитательном процессе;
5) повышение познавательного интереса, активности, самостоятельности работы учащихся на уроке и во внеурочное время.
6) развитие творческих способностей учащихся, результатом которого могут быть их собственные творческие работы, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Основное содержание воспитательной деятельности отражено в программе внеурочной деятельности и структурировано по следующим направлениям:
- духовно-нравственное развитие;
- формирования экологической культуры, здорового образа жизни;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- трудовое воспитание;
- формирование безопасного образа жизни.
По данным направлениям были разработаны воспитательные планы, программы, план работы МО воспитателей, планы работы классных руководителей. Насыщенность блоков строилась по принципу преемственности. Каждому возрасту соответствовал свой материал, учитывающий ведущую деятельность и мотивацию.
Главное внимание в организации воспитательной работы уделяется раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности ребенка.
Воспитательная работа включает воспитательские и коррекционные занятия, классные часы, КТД, организацию общешкольных мероприятий, занятия кружков и секций.
В течение учебного года особое место в воспитательной работе уделялось освоению и применению современных воспитательных технологий, в частности арттехнологий и игровых технологий, при проведении занятий и общешкольных мероприятий воспитателями и классными руководителями использовались ИКТ.
Большое место в воспитательной работе отводится проведению традиционных общешкольных мероприятий, таких как: День знаний, концерта «Спасибо вам, учителя!», Дни Здоровья, фольклорный праздник «Масленица пришла – отворяй ворота», торжественное мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества «Родину защищать – это почетно», праздник «До свидания, школа!», выпускной бал «Школьные годы чудесные».
В 2015-2016 учебном году воспитателями и классными руководителями проведены декады: антитеррористической и противопожарной безопасности «Безопасная жизнедеятельность». Декады нравственно – эстетического направления: «Осенние мотивы», «Волшебница зима». Декада правового воспитания, профилактика преступлений и правонарушений «Путь к успеху», декада благоустройства территории «Трудовой экспресс», декада природоохранной и экологической деятельности «На всех одна планета по имени Земля». Декада охраны здоровья, профилактики наркомании, СПИДа, курения, алкоголизма «Чтобы не было беды». Декада гражданско-патриотического воспитания, посвященного 71-й годовщине Победы в ВОВ «Поклонимся великим тем годам!». Декада дорожной безопасности «И снова лето…».
Все вышеперечисленные мероприятия отличаются высоким качеством подготовки, оригинальными формами проведения, коррекционной и социально значимой направленностью.
В течение учебного года воспитателями в рамках просветительской и агитационной работы проводились выставки стенных газет, рисунков и плакатов: «Спешу поздравить маму», «Путешествие в страну здоровья», «Земля у нас одна», «Военная история глазами детей».
В рамках декады здоровья медицинские работники провели санитарно-просветительскую беседу с учащимися 1-9 класса на тему «Будьте здоровы». В апреле проведено общешкольное мероприятие, посвященное Всемирному Дню здоровья, целью организации и проведения которого было повышение заинтересованности учащихся и привлечения их к активному образу жизни через соревнование бегу, дартсу, прыжкам в длину, прыжкам через скакалку, футболу и пионерболу. Также учащиеся активно принимали участие в 5 городской спартакиаде для детей с ограниченными возможностями здоровья «Город равных возможностей» и все учащиеся были награждены сладкими подарками, а победители - кубками и медалями.
Внутри школы прошли соревнования по пионерболу (4-5 кл.), блицтурнир по баскетболу в старших классах, традиционные соревнования «А ну – ка, парни» и «Спортивная игра «Ура, Зарничка».
В школе функционирует Совет профилактики. В учебном году проведено 4 плановых заседания по случаям нарушений Устава школы, в них участвовали педагоги школы. В течение года проводятся индивидуальные консультации специалистами школы и специалистами МВД. Систематически проводились рейды в проблемные семьи.
Со всеми учащимися, состоящими на внутришкольном контроле и учете в ОДН, ведется индивидуальная и групповая работа. Составлены листы наблюдения, карточки «Характеристика подростка», «Карта индивидуальной работы с подростком», «Вызов на школьный совет профилактики и КДН», где фиксируются сведения о детях, ведется учет всех мероприятий с учащимися и их родителями. Классными руководителями составлены планы индивидуальной работы с учащимися, состоящими на учете.
Проводимые внеклассные мероприятия способствовали сплочению детских классных коллективов, что дало возможность детям позитивно общаться друг с другом во внеурочной деятельности, снизилось количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете. Все учащиеся школы и их родители получили консультации и рекомендации по возникающим правовым вопросам.
В рамках экологического воспитания учащихся в школе проведен экологический десант по благоустройству школьного двора и прилегающей к школе территории. В рамках акции «Твори добро» изготовлены скворечники и кормушки для птиц. В школе разбит небольшой сад, цветник, работая на котором дети приучаются к посильному сельскохозяйственному труду и учатся беречь окружающую природу. Учащиеся посещают районный музей, в котором предоставлены выставочные материалы об экологии нашего города. Осуществляют наблюдения и экскурсии в природу, уход за комнатными растениями, работают на клумбах.
Результатом работы по данному направлению является умение детей вести себя в природе, ухоженный и чистый школьный двор, усовершенствование практических навыков, заметен рост экологической культуры, грамотности учащихся.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в 2015-2016 учебном году проводилась согласно утвержденному плану. В октябре 2015 года в школе была организована Декада правового воспитания учащихся и профилактика правонарушений несовершеннолетних «Юный правовед».
В рамках декады проведены занятия «Права человека», тематические классные часы «Я – гражданин России», конкурсы по правовой тематике. В течение года был оформлен стенд «Твои права». В феврале в целях патриотического воспитания, привития чувства гордости за свою страну традиционно был проведён месячник, в рамках которого прошли следующие мероприятия:
- воспитательские занятия,
- классные часы,
- выставка рисунков,
- праздник «День Защитника Отечества».
Учащиеся школы-интерната приняли участие в международной акции «Читаем детям о войне». Громкие чтения книг проходили в библиотеке, а также в группах воспитанников. Ребята вместе со взрослыми читали книги о Сталинградской битве, битве на Курской дуге, пионерах-героях и др.
22 января педагогом – библиотекарем проведено мероприятие, посвященное семьдесят третьей годовщине освобождения города Изобильного от немецко-фашистских захватчиков, предложена выставка литературы, журналов «Яркие женщины, яркие судьбы», проведен библиотечный урок «Выше к звездам», посвященная Дню космонавтики, выставка и обзор книг, посвященная 71 – й годовщине в ВОВ «Война! Твой горький след – и в книгах, что на полках». В рамках месячника «Мое Отечество» проведена выставка художественной литературы о героях – защитниках и беседа «Сталинградской битве посвящается…». В школьной выставке рисунков «Военная история глазами детей» учащиеся школы выразили своё отношение к празднику Великой победы, нарисовали салют победы и своих сверстников под мирным небом.
В школьной библиотеке заведена традиция, проводить Книжкину неделю в конце марта. В этом году тема посвящена детским писателям. Ребята создали рукотворный журнал «Писатели нашего детства». Учащиеся 5- 9 классов в рамках Книжкиной недели провели поэтический конкурс «Весна, весною, о весне». Для подбора материалов и литературы пользовались школьной библиотекой, в рамках тематических декад проводились библиотечные часы с приглашением специалистов, интересных людей, организовывались выставки и подборки художественно-публицистической литературы по разным направлениям. А на закрытии недели самые активные и читающие ребята и классы получили призы и благодарственные письма от королевы книги.
В течение года в комнату рефлексии для учащихся 1-9 классов были организованы антистрессовые релаксационные тренинги, направленные на снятие нервного возбуждения и тревожности. После занятий в обратной связи дети отмечали положительную динамику в психоэмоциональном состоянии, снижение беспокойства и агрессивности.
В рамках трудового воспитания регулярно проводятся трудовые операции «Территория», «Огород», «Цветник», «Уют», «Самый чистый класс», «Книжная мастерская», «Мастер на все руки», конкурсы профессионального мастерства, акции по озеленению и благоустройству школьной территории.
Продолжается систематическая работа с родителями через общешкольные родительские собрания, консультации, совместные внеклассные мероприятия и трудовые дела. Создан школьный Попечительский совет из представителей классных родительских комитетов и представителей предприятий, с которыми сотрудничает школа. На общешкольном родительском собрании для родителей учащихся были предложены выступления педагога – психолога на темы: «Воспитание ответственности у детей», «Ответственность за жестокое обращение с детьми». Социальный педагог ознакомил родителей с законом Ставропольского края 52- кз от 29.07.2009г. «О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних».
Одним из критериев эффективности воспитательной работы является отслеживание уровня воспитанности учащихся. Данные фиксируются 3 раза в год (в сентябре, январе, мае), чтобы был виден уровень развития каждого ребенка и группы в целом.
Таким образом, работа воспитателей и классных руководителей (по повышению уровня воспитанности учащихся) ведётся стабильно и отслеживается по всем направлениям воспитательной работы:
- 78 % учащихся овладели навыками самообслуживания на достаточно высоком уровне, соблюдают санитарно-гигиенические нормы, имеют положительную мотивацию к труду, умеют трудиться в коллективе, проявляют самостоятельность и инициативу в трудовом процессе.
- на 9 % повысился процент учащихся, овладевших навыками здорового и безопасного образа жизни.
- 69 % учащихся владеют навыками коммуникативной деятельности, умеют выходить из конфликтных ситуаций, не испытывают трудностей в коммуникативных связях.
Внеурочная коррекционная работа реализуется через занятия по декоративно-прикладному творчеству, изобразительную, музыкальную, танцевальную деятельность. На базе классов организованы кружки по разным направлениям, проводимые воспитателями. Результатом работы стали выставки рисунков, поделок, творческих находок, стенных газет. Работы кружков по декоративно-прикладному творчеству представлены на 16 фестивале «Паруса Надежды». Спортивные танцы были использованы на праздниках и мероприятия школы. Вокалисты школы помимо праздничных мероприятий принимали участие в районных конкурсах – «Паруса Надежды», городская спартакиада «Город равных возможностей».
Персональные выставки работ учащихся и мастер – классы воспитателей отличались разнообразием видов представленных работ, яркостью, оригинальностью, ими оформлены классные комнаты, школьные рекреации.
В систему дополнительного образования входят следующие направления творческой деятельности:
- кружок «Сувенирная мастерская», «Картины пушком», «Волшебная шкатулка», «Лоскутная техника», «Пластилиновая фантазия».
- вокальная группа «Музыкальная радуга» и танцевальная группа «Серпантин».
- тренажёрный клуб «Геркулес», спортивно – игровой клуб «Фристайл»;
- кружок «В мире компьютерных технологий».
- театральный кружок «Сказкин дом».
Творческая деятельность в 2015-2016 учебном году была активной.
Успешно прошел 16 фестиваль «Паруса Надежды», на котором учащиеся, посещающие кружок «Музыкальная радуга», выступили с песнями «Аист на крыше» и «Вера, мечта, любовь». Главный приз взяли ребята из танцевальной группы «Серпантин», они предоставили на суд зрителям танец «Птицы белые летели». Все участники получили сладкие призы, подарки и грамоты. Также ученик нашей школы Заруднев Сергей принимал участие в «XX фестивале детского творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья» в г.Ставрополе, в рамках которого прошла выставка декоративно-прикладного искусства. Сергей стал лауреатом в номинации «Пластилинопластика».
В школе функционируют спортивные клубы: тренажёрный клуб «Геркулес», спортивно – игровой клуб «Фристайл». В расписании имеется большая динамическая перемена, во время которой учащиеся выполняют комплексы упражнений, разработанные учителями по физической культуре. Для этого используются уличные тренажёры.
Согласно плану внутришкольного контроля на 2015-2016 учебный год воспитателями были даны открытые самоподготовки, беседы, прогулки, экскурсии. На данных занятиях педагогами использовались современные компьютерные и арттерапевтические технологии, создавалась благоприятная атмосфера общения, учитывались возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
Выводы:
- педагогический коллектив проводит единую школьную политику, направленную на соблюдение преемственности образовательного и воспитательного процессов;
-в школе созданы условия для сохранения и укрепления здоровья, проживающих и обучающихся детей, т.е. сформировано здоровьесберегающее пространство;
- в результате систематической воспитательной работы повысился уровень межличностных отношений, познавательная активность учащихся, большинство воспитанников (91%) являются активными участниками школьной жизни;
- коррекционная направленность воспитательных мероприятий способствовала созданию благоприятного психологического климата, формированию навыков межличностного общения в коллективной досуговой и трудовой деятельности.
Работа библиотеки.
Школьная библиотека ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 19» осуществляет свою работу для учащихся, педагогов, обслуживающего персонала школы. Библиотека выполняет основные функции: образовательную, информационную, культурную и воспитательную.
Основными задачами деятельности нашей школьной библиотеки являются:
1. Развитие свободной, жизнелюбивой личности, обогащенной знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной и творческой деятельности, нравственному поведению и экологической культуре через любовь и уважение к чтению и книге.
2. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
3. Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей в образовательных проектах.
4. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологий.
5. Обеспечение обучающимся и педагогическим работникам доступа к информации, знаниям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (СД);
6. Воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной;
7. Приобщение читателей к художественным традициям и внедрение новых форм культурно - досуговой деятельности.
8. Пропаганда здорового образа жизни.
9. Формирование правовой культуры читателей, гражданственности, патриотизма, расширения читательского интереса к истории России и Ставропольского края.
Библиотека специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения обладает фондом литературы: учебной, для специальных общеобразовательных школ с нарушениями в развитии, художественной, справочной, учебной, методической, которая предоставляется во временное пользование обучающимся, учителям, сотрудникам школы.
Библиотека располагает также периодическими изданиями (13 наименований): «Школьный психолог», «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», «Вестник образования», «Читай-ка», «Юный натуралист», «Школьная библиотека», «Наше время», «Читаем, учимся, играем», «Практика административной работы», «Коррекционная педагогика», «Мурзилка», «Нормативные документы образовательного учреждения». Подписка на периодические издания производится по полугодиям. ,
Одной из обязательных составляющих работы школьного педагога-библиотекаря является проведение библиотечных уроков. В течение года были проведены библиотечные уроки: «Книга – детям» (беседа), «Выбор книг в библиотеке», «Вам знаком книжкин дом?», «Структура книги», «Чудесная страна библиотека», «Журнальный колейдоскоп», «Путешествие в Книжное царство – мудрое государство», «Рождественские праздники и обряды русского народа», «Права сказочных героев» и т.д.
С 21.03.16 по 25.03.16 в школе проводилась Неделя детской книги по ранее составленному плану. Это был замечательный, весёлый, интересный и незабываемый праздник для детей. Ребята активно принимали участие в викторинах, в конкурсах, отгадывании загадок. Очень всем понравился конкурс стихов, который мы назвали «Весна, весною, о весне». Затем, прошёл конкурс рисунков «Весна - красна», в котором приняли участие все учащиеся школы. Наилучшие рисунки были отмечены жюри и ребятам, которые победили, были вручены подарки и грамоты. На следующий день ребята побывали в гостях у любимых детских писателей. Они попутешествовали по их произведениям и вспомнили их. С помощью своих педагогов учащиеся всей школы создали и подарили библиотеке большую книгу-самоделку «Писатели нашего детства». А на закрытие Недели детской книги в гости к ребятам приходили сказочные герои Королева книга, Лиса Алиса и Кот Базилио , дядя Фёдор. В конце мероприятия сказочными героями были вручены участникам и победителям подарки и грамоты. На сайте школы оформлены странички, посвящённые Неделе детской книги. На Книжкиной неделе были проведены ежегодные конкурсы «Самый читающий класс», «Лучший книголюб года», «Лучший художник», «Лучший знаток сказок», «Самый активный участник викторин», «Самый активный помощник библиотеки», в каждом классе проведена литературная викторина, подведены итоги. Прошло награждение победителей
В течение всего учебного года с детьми проводились различные беседы, такие как : «Беседа о героях – защитниках», «Права сказочных героев», «»Вот, какой он разный Дедушка Мороз», «Солдат войны не выбирает» и т.д. Так же проводились часы – презентации, библиотечные посиделки, Уроки Мужества, встречи в библиотеке, на которых ребята смотрели интересные презентации, слушали интересные рассказы.
Работа с активом библиотеки велась согласно плану работы актива. Члены актива являлись участниками различных мероприятий. Совместно с ними проводились рейды по проверке учебников (26.10.15, 13.03.16). Проверка показала, что не все ученики берегут учебники (нет обложек, вовремя не подклеиваются страницы, делают подписи и рисуют ручкой в учебниках). Это, в основном, относится к учащимся старшего звена. С такими ребятами проводятся индивидуальные беседы и консультации. В конце года по составленному графику проходит сдача учебников. Проводились беседы о сохранности учебников и книг "Как читать книгу", "Береги книгу", "Как выбрать книгу".
В апреле проводилась акция «Книжкина больница», в ходе которой ребята 5а и 6а класса «отремонтировали» 64 книги. В течение года в нашей библиотеке ведётся как индивидуальная, так и массовая работа с читателями. По требованию членов педагогического коллектива подбирается необходимый материал для проведения классных часов, бесед, конкурсов и других мероприятий. Выполняются различные запросы читателей по тематическим заявкам. Педагог - библиотекарь выступает на школьных методических объединениях, проводит обзоры новинок методической литературы. В течение года организуются выставки новых книг, а также тематические выставки, обзоры и рекомендательные беседы. Также имеются постоянно действующие книжные выставки. Подбирая материал к выставкам, библиотека старалась раскрыть не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями.
Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям - юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся мини-викторины. Оформлена выставка «Ожерелье юбиляров».
В течение 2015-2016 учебного года были организованы такие выставки книг: «Чрезвычайные ситуации и что мы знаем о них», выставочная галерея «Безопасная жизнедеятельность», выставка книг в библиотеке по профилактике правонарушений «Твой выбор», выставка художественной литературы «О героях защитниках», выставка литературы «Яркие женщины, яркие судьбы», выставка к Неделе детской книги «Любимые писатели нашего детства», выставка «Война! Твой горький след – и в книгах, что на полках…».
За период 2013-2016 гг. основной фонд библиотеки пополнялся учебниками для коррекционных школ. Качество знаний учащихся школы во многом зависит от наличия учебной литературы и наглядных пособий. Учебник — основной вид учебной литературы. Он содержит систематическое изложение знаний, которые обязательно должны быть усвоены учащимися в рамках определенной учебной программы. Статистические показатели обеспеченности учебниками данного учреждения позволяют сделать вывод, что все учащиеся школы занимаются по учебникам , приобретенным за эти годы. По данным количественных показателей работы библиотеки за три года (2013-2016 гг.) был проведён мониторинг её деятельности (табл. 1). Таблица 1. Статистический анализ деятельности школьной библиотеки за 2013-2016 г.г.
Название показателей |
2013-2014 уч. год |
2014-2015 уч. год |
2015-2016 уч. год |
Кол-во читателей (учащихся) |
113 |
118 |
122 |
Кол-во читателей (педагоги, обслуж. персонал и др. |
83 |
86 |
83 |
Посещаемость |
1249 |
1257 |
1366 |
Книговыдача |
1281 |
1314 |
1385 |
Массовые мероприятия |
28 |
40 |
43 |
Величина общего фонда |
7 909 |
8 342 |
8 342 |
Помимо «Дневника работы» школьной библиотеки был проведён анализ читательских формуляров, который показал большой интерес детей к периодическим изданиям. Учащиеся младших классов читают журналы «Мурзилка», «Читай-ка», «Юный натуралист», а так же детскую литературу. Старшеклассники читают художественную литературу и произведения писателей, которые задают по школьной программе.
Педагогические же работники интересуются методикой преподавания учебных предметов, обучения и воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, новейшими педагогическими технологиями. Особой популярностью и повышенным спросом пользуются периодические издания «Школьный психолог», журналы «Коррекционная педагогика», «Воспитание и обучение детей с нарушением в развитии», информирование о которых систематически проводится на методических объединениях учителей и воспитателей в виде обзоров литературы и периодических изданий.
Роль библиотеки в жизни детей с ограниченными возможностями переоценить невозможно. Для многих из них мир открывается именно через книгу. Массовая работа в школьной библиотеке имеет свои особенности: она развивает, воспитывает ребенка, помогает через книгу найти ориентиры и выстроить свой жизненный путь. Она имеет множество разнообразных форм, способных дать ребенку знание о книгах, привить любовь к чтению.
В 1 полугодии 2016 года собственными силами учреждения произведен текущий ремонт спортивного зала, в июне начат ремонт правого лестничного марша спального корпуса. К приемке школы к новому учебному году планируется его завершение.