Версия для слабовидящих

Профориентационная работа

      Общешкольной задачей трудового обучения в школе  является подготовка учащихся к участию в производительном труде в составе обычных трудовых коллективов. В процессе трудового обучения решаются специальные коррекционные развивающие задачи для исправления недостатков познавательных процессов и воспитания положительных качеств личности.

      Трудовое обучение в школе ведется с 1 – 4 класс (обучение труду в начальном звене), с 4 класса организованы экскурсии в учебные мастерские среднего звена с целью ознакомления обучающихся с профилями дальнейшего профессионально – трудового обучения, с 5-го по 9 классы – профессионально – трудовое обучение. Учащиеся занимаются в учебных мастерских различных профилей.  

      В школе имеются  2 швейных мастерских, 2 столярных мастерских, кабинет сельскохозяйственного труда, кабинет парикмахерского дела.

фото

      Все мастерские отвечают санитарно-гигиеническим нормам и требованиям техники безопасности при обучении и работе в них учащихся. В каждой мастерской имеются паспорта кабинетов, инструкции по охране труда для сотрудников и обучающихся.

фото

      Каждая мастерская оснащена необходимым современным оборудованием (швейные машины, оверлоги, швейно-вышивальная машина, манекены,  станки, верстаки и различные инструменты и приспособления ручного труда).

фото

      На уроках трудового обучения большое внимание уделяется  осознанному выбору профессии. Этому помогает непосредственное привлечение детей к производительному труду, организованному на уроках, когда учащиеся выполняют заказы школы. Например, в швейных мастерских учащиеся выполняют работу по пошиву постельного белья, фартуков для столовой и мастерских, штор для спален. В столярных мастерских ребята собирают школьную мебель, изготавливают полки для книг, подставки для цветов и т.д. На уроках сельхоз. труда  учащиеся занимаются оформлением и дизайном пришкольных участков, посадкой декоративных растений, саженцев, прополкой сорняка, сборкой семян. В кабинете парикмахерского дела ученики выполняют стрижки  младшим школьникам, учатся делать модельные стрижки, причёски своим товарищам.

фото

      Организация производительного труда, доступного школьникам, дает положительный результат: происходит коррекция учащихся средствами труда, обучение непосредственно профессии, то есть идет выработка качественных и скоростных показателей. В процессе обучения учащиеся выполняют привычные действия, в результате чего формируется трудовой стереотип, что в будущем облегчит процесс адаптации учащихся к трудовой деятельности.

      Эффективная профессиональная трудовая деятельность является ядром социально-нормативного поведения и решает такие задачи, как, например:

- формирование интеллектуальных умений в труде;

- становление личности ученика в процессе трудового обучения по выбранному профилю;

- обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту.

фото

      Программа трудового обучения учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида имеет профессиональную направленность и предоставляет учителю огромные возможности для воспитания у учащихся готовности к труду. Приобретение технико-технологических знаний, умений и навыков по изучаемой профессии позволяет детям после школы включиться в производительный труд, так как своеобразие задач и контингента учащихся наших школ обуславливает специфику осуществления  профессиональной работы путем выбора наиболее эффективных форм и методов ее проведения.

     В процессе профессионально – трудового обучения организована  профориентационная  работа:

 •       Содействие профессиональному само­определению учащихся и решение задач раз­вития представлений и понятий, связанных с миром профессий.   Данная задача решается посредством вовлечения учащихся в  активное участие в общешкольных и внеклассных мероприятиях по профессионально – трудовому обучению:

- кружковая работа:

- факультативы по трудовому обучению;

- декады труда;

- экскурсии;

- тематические методические недели;

- конкурсы-выставки.

•      Адаптация учащихся к условиям производительного труда и к труду на производстве, через организацию условий труда в мастерских, приближённых к производственным условиям.

•      Помощь  в формировании навыков саморегуляции, развитии воли, регулировании мотивов и профессиональных намерений по формуле «хочу-могу-надо»,  способствование развитию собственной практической готовности и способности для получения доступного образования по  тем профессиям, которые  доступны по состоянию здоровья.

•      Развитие  представления о профессио­нальном образовании, возможностях трудоу­стройства в процессе знакомства  с источниками получения ин­формации о вакансиях на рынке труда.

      Выпускники школы продолжают учебу в  ПТУ и колледжах  района, края.

      Немаловажное значение в процессе про­фессионального самоопределения учащихся специальных (коррекционных) учреждений VIII вида имеет связь школы и профессио­нальных училищ, в которых могут обучаться эти лица.

      Для организации преемственности школы и профессиональных училищ на уро­ках школьников ориентируют на продолже­ние профессионального обучения в конкрет­ном училище, знакомят учащихся с жизнью училища (экскурсии, посещение преподавателей  ПУ школы, стенды с фотографиями, информация о выпускниках, продолживших учебу в училище).  Учителя  в школьных программах по труду учитывают содержание и методики обучения   профес­сиональных училищ.

       Помощь детям заключается, прежде всего, в оказании им психолого - педагогической поддержки. Такая поддержка направлена на развитие у них уверенности, осуществляется обеспечение информацией о реальных возможностях получения профессии, имеет коррекционную направленность занятий на основе формирования адекватной самооценки своих возможностей  т.к. эти обучающиеся страдают от недостатка информации по многим вопросам, касающимся выбора профессии.

      В процессе информирования (как через участие в мероприятиях, так и через самостоятельную работу с информацией) ученик может соотнести свои желания и предпочтения с  теми возможностями, которые предоставляет ему социум. Отдельным направлением в информационной работе становится знакомство учащихся с теми организациями и специалистами, которые могут помочь в выборе будущей специальности или трудоустройстве – центрами занятости молодежи, профориентационными службами и т.п.

      Одним из главных направлений работы школы является трудовое обучение и профессиональная подготовка учащихся для  успешной самореализации в обществе.

фото

Учитель трудового обучения Дериглазова Е.Н.

Разработка: irlab.ru